Стандарт информационной открытости НКО: путеводитель

Вместо введения

Информационная открытость постепенно стала одним из ключевых факторов восприятия и оценки любой некоммерческой организации всеми заинтересованными лицами: благополучателями, партнерами, другими НКО, донорами в самом широком смысле, в том числе грантодателями.

Сегодня становится все сложнее привлекать внешнее финансирование, получать поддержку для своих проектов, сотрудничать с другими организациями и привлекать людей в команду, не будучи в необходимой мере открытым.

Информационная открытость – это базовое условие коммуникаций в некоммерческом секторе. Стоит признать, что невозможно просто хорошо НКО делать свое дело – для развития организации, для повышения доверия к работе НКО необходимо системно показывать и рассказывать о себе, используя для этого все имеющиеся возможности.

Именно поэтому работа с инструментами информационной открытости и продвижением организации должна быть одним из приоритетных направлений работы НКО, которому нужно посвящать достаточное время и выделять необходимые ресурсы.
Что включает в себя информационная открытость? Зачем и кому она нужна? Какие инструменты повышают прозрачность НКО? Как подтвердить соответствие стандарту информационной открытости? Зачем НКО делать публичный годовой отчет? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в новом спецпроекте про информационную открытость некоммерческих организаций от редакции журнала "Руководитель НКО".

Мы проанализировали основные экспертные источники по теме информационной открытости и собрали все в одном месте. Коротко и ясно.

Что такое информационная открытость?

Открытость информации – доступность информации о некоммерческой организации: кто она, что она, зачем она существует, что именно она делает, с какой целью, какие результаты достигает, на какие ресурсы живет и т.д.

Детализация, глубина такой информации могут быть разными. Здесь мы говорим про уровни информационной открытости и про такое понятие, как прозрачность.

Экспертное сообщество предлагает такое понимание прозрачности: это открытость и доступность информации, достаточной для того, чтобы стейкхолдеры организации понимали, зачем существует НКО, как она управляется, кем и какие предпринимаются усилия для достижения целей, какие используются технологии и инструменты, какие ресурсы задействует НКО, какие понятные, измеримые и очевидные результаты получает.
Информационная открытость – это доступность информации о некоммерческой организации, достаточной для понимания ответов на следующие основные вопросы:
  • Вопрос:
    Зачем существует НКО?
    Ответ:
    Цели, задачи, миссия (смысл существования организации)
  • Вопрос:
    Правовые основы работы НКО
    Ответ:
    Юридические основания деятельности (устав, свидетельство о регистрации)
  • Вопрос:
    Что и для кого НКО делает? Как? Какие используются инструменты и решения? Какие предпринимаются усилия для достижения целей?
    Ответ:
    Направления деятельности организации. Целевые группы и решаемые проблемы. Информация о программах, проектах и мероприятиях. Новостной блок.
  • Вопрос:
    Кто стоит за работой НКО и какие ресурсы используются? Какие измеримые
    результаты получаются?
    Ответ:
    Информация о команде, партнерах и источниках финансирования. Показатели реализации программ и проектов. Публичная отчетность.
  • Вопрос:
    Как связаться с организацией?
    Ответ:
    Контактные данные (телефон, e-mail, адрес), информация о других каналах для коммуникаций (социальные сети и пр.).
Таким образом, информационная открытость – это доступность конкретной и структурированной определенным образом информации об организации с ее регулярным обновлением и поддержанием актуальности.

Зачем НКО информационная открытость?

Что получает НКО от информационной открытости?

Доверие и репутация

Информационная открытость конвертируется в доверие к некоммерческой организации. Доверие кого? Общества, партнеров, благотворителей и благополучателей, волонтеров и сотрудников, государства и грантодателей. Одним словом - всех, с кем может соприкасаться ваша организация.

Также все хотят сотрудничать со стабильными, понятными и надежными организациями. Развитие информационной открытости позволяет постепенно наращивать репутацию, демонстрируя стабильность, организованность, эффективность, признанность вашей работы и динамику деятельности организации, ее развитие и рост. Все это влияет на репутацию вашей организации.

Ресурсная функция

Информационная открытость влияет на привлечение ресурсов и масштабирование ресурсной поддержки. Открытость влияет на фандрайзинг в самом широком смысле – это возможность привлекать денежные средства в разной форме и формировать иные ресурсы как для уставной деятельности, так и для конкретных нужд (программ, проектов, мероприятий). Открытость влияет на объем пожертвований и привлечение грантового финансирования. С одной стороны это определенная подотчетность для доноров, с другой – критерий "информационная открытость НКО" сегодня присутствует практически во всех грантовых конкурсах.

Эффективность работы

Развитие информационной открытости влияет и на внутреннюю эффективность организации. Открытость не только помогает выстраивать коммуникацию с целевыми аудиториями и продвигать организацию, но и положительно влияет на внутреннюю дисциплину и планирование деятельности организации, а также выступает инструментом оценки. Например, подготовка публичного годового отчета позволяет определить приоритеты, выстроить планы, провести рефлексию деятельности НКО и оценить свою работу.

Инструменты информационной открытости НКО

Важно понимать, из чего состоит информационная инфраструктура, которая будет способствовать продвижению НКО и оставлять положительный "цифровой след" в информационном пространстве. Выделяют следующие базовые элементы информационной инфраструктуры:
Сайт организации
Сайт – это лицо, паспорт организации. Какие бы возможности не давали сейчас социальные сети, заменить сайт они не смогут. Сайт должен быть
удобным в пользовании, структурированным, доступным на мобильных устройствах. Рекомендуем проверить свой сайт на соответствие стандарту информационной открытости.
Социальные сети
Социальные сети являются одним из главных каналов продвижения НКО. Приоритетной площадкой сегодня является ВКонтакте. Во-первых, эта соцсеть имеет наибольший охват в России. Во-вторых, разнообразие инструментов позволяет выбрать для себя наиболее оптимальный формат коммуникаций.
Работа со СМИ, PR, партнерство и участие в сообществах
Одно из главных направлений проактивной информационной открытости – работа НКО со СМИ. Публикации о вас дадут вам дополнительное доверие аудитории, дополнительные баллы в грантовых конкурсах. Например, это может быть рассылка пресс-релизов, интервью или экспертные комментарии.
Публичный годовой отчет
Публичный годовой отчет сжато, емко, структурированно дает четкий срез о деятельности НКО. Такой отчет, как правило, отвечает на основные вопросы: для чего существует организация, как устроено управление, что именно, с каким результатом и за счет каких ресурсов делается.

Стандарт информационной открытости НКО: чек-лист

"Форум доноров" совместно с АНО "Информационная культура" разработали стандарт информационной открытости НКО, который формулирует требования на разных уровнях: от самого простого для реализации (базовый – минимальное количество информации), до более сложного и самого открытого, максимально информирующего. Стандарт представляет базовые требования, применимые к НКО любого вида и типа.

Для соблюдения стандарта необходимо наличие у организации сайта или страницы раскрытия, наполняемой на одном из порталов раскрытия информации о НКО. В качестве такой странице раскрытия могут быть местные, региональные или федеральные порталы, агрегирующие информацию об НКО. Для полноценного соблюдения стандарта мы рекомендуем организациям размещать такую информацию на собственном сайте.

В соответствии со стандартом раскрытие актуальной информации деятельности НКО включает три уровня открытости, в зависимости от готовности организации к размещению информации о своей деятельности в открытом доступе:

1) 1-й уровень открытости (базовый)
2) 2-й уровень открытости (расширенный)
3) 3-й уровень открытости (полный)
1-й уровень открытости (базовый)
2-й уровень открытости (расширенный)
3-й уровень открытости (полный)

Публичный годовой отчет о деятельности НКО

Публичный годовой отчет – это документ, который емко и наглядно представляет деятельность некоммерческой организации в прошедшем году. Он информирует благополучателей, сотрудников, партнеров и общество в целом о том, для чего существует организация, как устроено управление, что именно, с каким результатом и за счет каких ресурсов делается.

Отчет базируется на реальных фактах и выполняет одновременно отчетную, информационную, презентационную и фандрайзинговую функции. Сегодня сложно соответствовать критериям информационной открытости и претендовать на ресурсы, выделяемые НКО бизнесом и государством без содержательной публичной годовой отчетности.

Подробнее про то, зачем НКО использовать практику подготовки и публикации ежегодных добровольных публичных отчетов – мы писали здесь.
Как правило, публичный годовой отчет НКО включает в себя следующие разделы:
Годовой отчет - это репутация организации. Это отличный информационный материал - многие используют его в качестве визитки, когда общаются с донорами. Не надо сто раз объяснять человеку, чем вы хороши, можно просто показать ему приличный годовой отчет. Это пиар-инструмент - способ привлечения внимания жертвователя и общества в целом к проблематике, которой занимаешься.
Дмитрий Поликанов
Автор книги
"НКО: как устроены некоммерческие организации"

Требования к информационной открытости НКО на грантовых конкурсах

Рассмотрим требования к информационный открытости на примере конкурса Фонда президентских грантов. Информационная открытость НКО – один из критериев, по которому эксперты Фонда президентских грантов оценивают заявку на участие в федеральном конкурсе.

В соответствии с методикой оценки заявок, поданных на участие в конкурсе Фонда президентских грантов, эксперт конкурса оценивает заявку по 10 критериям, присваивая по каждому из них от 0 до 10 баллов.

Чтобы получить максимальные баллы (высший уровень соответствует оценке «отлично», это 9 – 10 баллов) критерий оценки должен быть выражен безупречно, также у эксперта конкурса должны отсутствовать замечания.

На что обращают внимание эксперты:

Информационная открытость и требования законодательства

Законодательство регулирует информационную открытость некоммерческих организаций определенного вида:

1) Образовательные организации.

Требования к информационной открытости НКО – образовательных организаций установлены в статье 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

НКО – образовательные организации (в том числе НКО, осуществляющие образовательную деятельность) формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте.

Подробнее про требования к сайтам образовательных организаций можно узнать здесь.

2) Организации - поставщики социальных услуг.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (статья 13) установлены требования в части информационной открытости НКО, являющихся поставщиками социальных услуг.

Также рекомендуем ознакомиться с порядком размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об этом поставщике, утвержденным Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 ноября 2014 года N 886н.

3) Организации культуры.

Требования к информационной открытости организаций культуры установлены Статьей 36.2 "Основ законодательства Российской Федерации о культуре".

Вместо заключения

Работа с информационной открытостью – это постоянный процесс. Это действия, направленные на повышение прозрачности некоммерческой организации, ее продвижение, увеличение охвата ее деятельности, появление новых возможностей по привлечению финансовых и иных ресурсов.

Важно понимать, что информационная открытость не заканчивается на создании сайта и размещении на нем информации. Информационная открытость должна быть проактивной – необходимо активно работать с информационным пространством, разными способами и с использованием разных инструментов доносить целевой аудитории, всем заинтересованным сторонам информацию о вашей деятельности, планах и достижениях.
Автор-составитель материала: Селитраров Артем, главред журнала "Руководитель НКО"
  • При подготовке материала мы использовали следующие источники:
    • Стандарт информационной открытости НКО, разработанный АНО "Информационная культура" совместно с Форумом Доноров.
    • Учебно-методические материалы образовательной программы повышения квалификации "Информационная открытость НКО" (Образовательный центр "Факультет НКО"), Екатеринбург, 2023.
    • Информационная открытость некоммерческих организаций: методические и практические рекомендации (Дыганов А.Г., Сафина Л.М., Галеев С.И., Пашина А.Д., Фейфер Р.Л.), Казань, 2020.
    • Информационная открытость НКО и инструменты для ее реализации (Виталий Самолёт), НКО-Лаб, 2021.