5 трендов 2024 года в публичной годовой отчетности НКО
2024-11-10 21:44
Публичный годовой отчет некоммерческой организации является не просто формальным документом, а инструментом коммуникаций с разной аудиторией, способом привлечения и удержания сторонников и партнеров.
Что нового появилось в отчетах НКО за последние несколько лет? Какие ключевые тренды в публичной отчетности НКО можно выделить?
→ в новом материале Анастасия Ложкина, директор Института развития фандрайзинга, эксперт журнала "Руководитель НКО" делится наблюдениями о ключевых трендах в публичных годовых отчетах НКО в 2024 году.
Максимальная прозрачность и детализация результатов
Социальное воздействие. Важно показать, каких конкретных результатов добилась организация, какие изменения произошли благодаря работе и использования ресурсов за последние три года. Отчет может содержать краткосрочные и долгосрочные показатели, а также количественные и качественные метрики. Например, рост охваченных групп, конкретные улучшения в жизни благополучателей. Важно показывать не количество мероприятий, а что конкретно меняется или изменилось у вашей целевой группы.
Финансовая прозрачность. Подробные данные о распределении средств: на что и как были потрачены финансовые ресурсы, с графиками и инфографикой для наглядности. Здесь также важно показать поступления средств в разрезе 2022-2024 года, это отразит, как вы справились с внешними изменениями или находитесь в затруднительном положении и поддержка доноров очень нужна. Важно показать приходы максимально детально по источникам и каналам. Это даст понимание для бизнеса и грантодающих организаций вашу финансовую модель, зависимы ли вы от того или иного источника. Страх скрыть ваши финансовые показатели детально снижает ваши шансы на долгосрочное сотрудничество с крупными компаниями. Еще добавим, что данный блок необходимо публиковать в начале, а не в самом конце.
С этого блока надо начинать публичный годовой отчет. Исследования подтверждают, что такой запрос есть у доноров (подробно можно прочитать в дайджесте по фандрайзингу от Центра развития филантропии Благотворительного фонда Владимира Потанина).
Использование интерактивных и мультимедийных форматов
Интерактивные онлайн-отчеты. Формат лендингов и микросайтов, который позволяет не только размещать тексты и фото, но и добавлять видео, графики, анимации. Это делает чтение отчета более увлекательным и наглядным. Вовлекает сторонников, дает понимание, что организация делает, какие изменения происходят благодаря ей.
Видеоконтент и сторителлинг. Видеоотчеты с историями от самих благополучателей или интервью с командой помогают создать эмоциональную связь с донором. Данный формат можно использовать в дальнейшем на разных площадках (социальных сетях, презентациях публичных, на переговорах с бизнесом).
QR-коды. Размещение QR-кодов, которые ведут на проекты, фото и видео отчеты, позволяет получить дополнительную информацию по конкретным инициативам.
Индивидуальный подход к представлению информации
Сегментация аудитории. Отчеты можно адаптировать для разных аудиторий: доноров, бизнес-партнеров, государственных структур. Например, для частных доноров важны эмоциональные истории и видимые результаты, для бизнеса — цифры и impact, а для госсектора — экономические и социальные выгоды.
Фокус на инклюзию и доступность
Простота языка и визуализация. Упрощение текста, акцент на ясные объяснения и данные, использование крупных шрифтов и удобной верстки. Использование инфографики упростит восприятие сложной информации.
Доступность для людей с ограниченными возможностями. Это может быть озвучка текста, субтитры в видео, альтернативный текст для изображений.
Акцент на долгосрочные перспективы и устойчивое развитие
Планы на будущее. Доноры хотят видеть, как их вклад помогает организации двигаться вперед. Презентация стратегии и целей на следующий год или даже на несколько лет дает ощущение перспектив.
Социальное и экологическое воздействие. Отчеты все чаще включают данные об устойчивом развитии и бережном отношении к окружающей среде. Пропишите, в рамках каких целей устойчивого развития работает организация, какие поддерживает. Какие экологические практики есть у НКО (например, собираете бумагу, сортируете мусор). Это привлечет к вам более молодую аудиторию сторонников. Также полезно отразить в рамках каких национальных проектов работает организация.
Эти тренды делают отчеты более понятными, прозрачными и привлекательными для всех категорий доноров и партнёров.
Материал подготовила Анастасия Ложкина, директор Института развития фандрайзинга, ментор по фандрайзингу, автор книги "Управление фандрайзингом"